24 августа зал Гатчинского дома культуры был практически полон. Разве можно было упустить возможность послушать того самого Константинова, который написал «Бандитский Петербург».
— Когда увидела афишу «Андрей Константинов. Творческий вечер», не поверила своим глазам. А я его обожаю, он такой импозантный! – рядом со мной села словоохотливая приятная дама. – Я прочитала все его книги. Несмотря на то, что пишет на такие опасные темы, он очень интеллигентный. Но это и понятно, он же наш, питерский!
С первых минут появления Андрея на сцене выяснилось, что он ещё ближе нам, гатчинцам, чем мы думали. В нашем городе в 1940-м году в «Красных Казармах» родился его отец, поскольку дед был военным связистом.
В творческом портфеле писателя Константинова несколько десятков литературных произведений, от очерков до романов. Но поклонников, прежде всего, интересует «Бандитский Петербург». Андрей Дмитриевич знает об этом интересе и, не скупясь на подробности, с воодушевлением рассказывает о том, как всё началось в газете «Смена» с криминального отдела и цикла очерков «Бандитский Петербург». О том, каким чудесным образом он попал в кинематограф, куда его «втравил» режиссёр Валерий Огородников, который попросил Андрея написать сценарий по своим очеркам «чтобы получилось что-то вроде «Однажды в Америке», но про Россию». И о том, как проходили съёмки фильма с режиссёром Владимиром Бортко:
— Я дал Бортко почитать свою книгу, обложка которой была оформлена, как было принято в то время: грудастая девица, чёрная машина, качок с автоматом. Он брезгливо поморщился: «Я такое не читаю». Я ответил: «Так и я такое не читаю, я такое пишу».
Зал засмеялся и зааплодировал, а Константинов продолжал:
— Дня через два Владимир Владимирович позвонил и сказал, что он хочет это снимать.
Видно, что Андрею доставляет удовольствие вспоминать времена «Бандитского Петербурга»:
— У нас сложились хорошие отношения с режиссёром, но нельзя сказать, что моё слово было решающим в подборе актёров на главные роли. Мы это обсуждали с Владимиром Бортко.
На роль, которую сыграла Ольга Дроздова, пробовались ещё несколько актрис, в том числе Екатерина Стриженова. Когда режиссёр спросил автора сценария, кто на его взгляд больше подходит, Андрей выбрал Катю. Но Бортко категорически возразил:
— Он сказал, что я всё время не туда смотрел. Нужно было в глаза, а я в декольте. А вот в роли журналиста Серёгина Бортко видел Дмитрия Нагиева, а мне больше понравился Саша Домогаров. В общем, у нас получился паритет. Званцеву сыграла Дроздова, а Серёгина – Домогаров.
Писатель признаётся: он не ожидал, что фильм зрителям понравится настолько, что продюсеры будут его просить сделать продолжение.
— По их мнению, я должен был оживить адвокатов, уговаривая спасти хотя бы героя Дмитрия Певцова. Но для меня это неприемлемо, у всякой истории должен быть логический конец, — в очередной раз огорчил поклонников «Бандитского Петербурга» автор.
Но были и хорошие новости для любителей фильма. Если нельзя развить окончание истории, то никто не запрещает написать предысторию.
— К приквелам я тоже отношусь с осторожностью, но здесь особый случай. Речь пойдёт не о предыстории в целом, а о судьбе одного героя — Барона, которого играл Кирилл Лавров. Это был очень интересный человек, с удивительной судьбой. Сейчас идут съёмки фильма с рабочим названием «Юность Барона». Снимает его легендарный режиссёр Владимир Аркадьевич Краснопольский, он экранизировал «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». Съёмки «Барона» продлятся до зимы, а покажут фильм весной следующего года на Первом канале.
— Больше всего меня удивило, что Константинов все свои книги пишет от руки. А какая работоспособность — 15-17 листов в день и сразу набело! — мы идём с Анной Николаевной по тёмным улицам Гатчины. Встреча продолжалась два с половиной часа. Моя словоохотливая новая знакомая, всё ещё находясь под впечатлением, вспоминает подробности вечера и с удовольствием повторяет мудрости от Константинова.
— Манипулировать общественным сознанием проще всего с помощью правды — он это правильно сказал. За всё спрашивай с себя. Когда у человека такой жизненный принцип, с ним не страшно и в разведку, — подытожила женщина.
Я не спорила с Анной Николаевной, я была с ней согласна.
Алёна РЫБАКОВА
Фото: Сергей ТОЧИЛКИН