100 КИНОШЕДЕВРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ, или Операция «Культурный кинокод»

11 января 2013 года на сайте Министерства культуры РФ был опубликован проект списка «100 фильмов», которые могут быть рекомендованы для просмотра в школах. Вопросов он, как и любое из последних нововведений, вызывает много. Ответов на них пока нет.

Идея о том, чтобы приобщить наших детей к классике отечественного кино и через это к общечеловеческим культурным ценностям, витала в воздухе давно. Летом 2012 года на круглом столе в Союзе кинематографистов выступил режиссер Н. Михалков с конкретным предложением ввести в школах уроки кино. Министерство культуры и Министерство образования РФ предложение это одобрили, и – процесс пошел.

Отбор лучших картин проходил многоступенчато. Свои предложения внесли эксперты – представители Института киноискусства (ВГИК), СПбГУКиТ, Российского института культурологии, Российского института истории искусств, Госфильмофонда России, Союза кинематографистов РФ. За получившийся список проголосовали «простые» граждане, после чего результат был откорректирован во ВГИКе и выставлен на всеобщее обозрение.

Список «100 фильмов» – почти век отечественного кинематографа

О содержании этого списка еще долго будут спорить, и все же уже сейчас очевидно – большинство фильмов, несомненно, входят в «золотой фонд» отечественного киноискусства, и действительно будет жаль, если они пройдут мимо наших детей. Авторы проекта охватили практически всю историю российского кино – начиная с 1908 года и заканчивая перестроечными 1980-ми.

Довольно широк спектр довоенных картин, которые могут вызвать интерес разве что у киноведов («Стенька Разин» В. Ромашкова, «Иван Грозный» С. Эйзенштейна», «Броненосец Потемкин» А. Довженко»). С другой стороны, замечательный «Человек с киноаппаратом» Д. Вертова (1929) погружает в атмосферу Москвы 1920-х годов и имеет несомненную познавательную ценность.

Позволяют прикоснуться к нашей истории и такие шедевры, как «Судьба человека» и «Они сражались за Родину» С. Бондарчука, «Тихий Дон» С. Герасимова, «Калина красная» В. Шукшина, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Бег» А. Алова и В. Наумова. Есть в списке и замечательные фильмы о Великой Отечественной войне: «Летят журавли» М. Калатозова, «Иди и смотри» Э. Климова, «Проверка на дорогах» А. Германа, «А зори здесь тихие» С. Ростоцкого.

В список включено также несколько литературных экранизаций: «Война и мир» С. Бондарчука, «Дама с собачкой, И. Хейфица, «Дворянское гнездо» А. Кончаловского, «Гамлет» Г. Козинцева, «Собачье сердце» В. Бортко. Учат мыслить и искать свое место в мире такие фильмы, как «Монолог» И. Авербаха, «Крылья» и «Восхождение» Л. Шепитько, «Начало» Г. Панфилова, «Чучело» Р. Быкова, «Пацаны» Д. Асановой.

Очень сложны для детского восприятия внесенные в список фильмы А. Тарковского: «Иваново детство», «Зеркало», «Андрей Рублев». В то же время в нем нет «Сталкера», который через изображение фантастической реальности, близкой пониманию ребенка, может вывести на уровень решения сложнейших духовных задач.

Большие сомнения вызывает один из самых неоднозначных фильмов списка – «Маленькая Вера» В. Пичула. Нестерпимо реалистичный для своего времени, ставший своеобразным символом краха советской эпохи, он чересчур откровенен в некоторых эпизодах.

Любопытно, что почти все сто фильмов, кроме самых ранних, сняты в СССР. Не очень понятно, почему авторы проекта остановились на 1994 году («Утомленные солнцем» Н. Михалкова). Постсоветская эпоха, как бы ее ни ругали за культурный распад, принесла ряд замечательных режиссерских работ – например, А. Учителя, А. Попогребского, А. Звягинцева – во всех смыслах более близких нашим детям.

Почему все не так просто

Заметим, что опубликованный в Интернете список нельзя назвать окончательным: предполагается, что он еще будет обсуждаться в Министерстве образования РФ. Это же ведомство займется и вопросами практической реализации проекта. А впереди еще, как обещают законодатели, составление списка 100 лучших зарубежных фильмов, что вполне логично. Тем не менее, уже на этой подготовительной стадии очередной «проект-100» вызывает массу вопросов, ответы на которые найти совсем непросто. Естественно, наибольшую озабоченность вызывает возможность осуществления проекта «100 фильмов» на практике.

Понятно, что каждый из предложенных фильмов требует особого, осмысленного подхода, погружения в тот или иной контекст – исторический, литературный, духовный. Многие из них становились событием именно на момент создания, и понять, в чем тут «соль», современные дети просто по определению не смогут. Фильмы другой категории – что называется, «на все времена» – будят мысль и самосознание вне зависимости от контекста. Но для этого они как минимум должны дойти до детей. И мало просто показать, нужно еще и рассказать, объяснить. И сделать это интересно, чтобы не оттолкнуть навсегда.

Уже забили тревогу учителя, ведь самая сложная часть задачи ложится на их плечи. Вопросов множество: как втиснуть новый предмет в перенасыщенную школьную программу? Где найти преподавателей, хорошо знающих киноискусство и его историю? Где добыть средства на осуществление этого проекта?

Немало противников проекта и среди деятелей культуры. По их мнению, введение в школьный курс нового предмета может только усилить пассивность детей. Результат может быть обратным — станут смотреть кино и совсем забросят чтение. С такой точкой зрения выступил, в частности, режиссер А. Сокуров, который уверен, что кино не развивает – это искусство для людей, у которых уже есть независимое гуманитарное развитие: «Возникает поколение болтунов и потребителей. Они пожирают изображение, становясь абсолютно пассивными в смысле гуманитарного развития людьми. Читать надо — вот и всё...»

Как бы то ни было, обязаловка ни к чему хорошему никогда не приводила, вызывая реакцию отторжения. Несколько успокаивает, что речь пока идет о факультативных занятиях по киноискусству в той или иной форме. И все же, в любом случае, чтобы проект стал действительно успешным, необходимо, чтобы совпало несколько условий. Как минимум, нужно объединять усилия школы, адекватных киноведов, родителей... И еще, очень важно за всем этим «белым шумом» не выплеснуть вместе с водой бесценного «ребенка»: не упустить самое главное – те несомненные богатства, которые заключает в себе наша отечественная культура, и которые мы хотим передать нашим детям.

Юлия ЛЫСАНЮК

Гатчинская правда, № 7 (20300) от 22 января

 
По теме
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
В 47 регионе готовятся к весенне-летнему пожароопасному сезону - Ломоносовский район Ежегодный учебно-методический сбор провели в Ломоносовском районе. В мероприятии приняли участие старосты сельских населённых пунктов, главы администраций городских и сельских поселений,
Ломоносовский район
Трагедия Донбасса – трагедия Ленинграда - Газета Приозерские ведомости В деревне Зайцево у Мемориала «В память о мирных жителях СССР – жертвах нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны» презентовали памятник «Детям-жертвам войны на Донбассе».
Газета Приозерские ведомости
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина