Клуб у заводских ворот

(Продолжение. Начало в № 89)

II.

Идея рабочего клуба 20-х гг. ХХ века. Макет А.М.Родченко на выставке в Париже 1925 г. Рабочие клубы конца 30-х гг., их организация и задачи. Возможности заводского клуба «Гатчинсельмаша» в середине 60-х гг.

Пожалуй, теперь есть смысл рассказать, что представлял собой в это время заводской клуб.

Такие клубы появились в первое послереволюционное десятилетие, в середине 20-х гг. ХХ века. В разработке концепции и оформлении первых рабочих клубов участвовали крупные деятели культуры того времени. Известен, например, проект рабочего клуба известного художника, скульптора, фотографа, дизайнера Александра Родченко (1891-1956), представленный в виде макета на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 г.

Рабочий клуб был задуман А. Родченко как новый тип общественного интерьера, который являлся не просто предметно-бытовой обстановкой, но выполнял жизнестроительную функцию, оказывая формирующее влияние на отдых и занятия на досуге рабочего человека своего времени. Макет «Рабочий клуб» проектировался А. Родченко, исходя из концепции многофункционального пространства, в котором простота форм отражала новые эстетические идеалы. В оборудование, кроме мебели и осветительных приборов, входили складная трибуна, стенка-экран для экспонирования иллюстративного материала и горизонтальный подиум для экспонатов или выступлений ораторов, чтецов, шахматные столики на двоих и многое другое. Сцена должна была служить своего рода универсальной декорацией для лекций, театрализованных вечеров и бесед.

Идея А. Родченко оказалась очень плодотворной. Такие клубы стали создаваться на предприятиях в обязательном порядке перед Великой Отечественной войной на основе «Положения», утвержденного Президиумом ВЦСПС 13 июня 1939 г. Как сказано в документе, основное назначение таких клубов – удовлетворение «культурно-просветительных нужд» рабочих и служащих предприятий, членов их семей, учащихся, военнослужащих.

Помещения клуба принадлежали заводу, но передавались профсоюзному клубу в бесплатное пользование. Клуб имел три источника финансирования: ассигнования профсоюза, поступления от платных мероприятий, отчисления от предприятий на содержание и ремонт.

Клуб был призван вести политико-просветительную работу. Он и вел ее, особенно в период избирательных кампаний. Но главной функцией клуба была организация досуга, культурное наполнение свободного времени, адресованное, прежде всего, молодежи. Клуб развивал любительское творчество, обеспечивал отдых и разнообразные развлечения, вел внешкольную работу с детьми. Совместно с библиотекой проводились лекции, выставки, литературно-художественные вечера. Организовывались экскурсии, киносеансы, концерты, вечера отдыха. Особенное внимание уделялось событиям общегосударственного праздничного календаря.

Примерно по этой схеме был организован и действовал наш клуб при заводе. Зрительный зал на 250 мест, сцена с раздвижным занавесом, киноэкраном и небольшой каморкой для звуковой аппаратуры. Была и комната за сценой – здесь гримировались и переодевались. Световое оборудование – самое простое, но все необходимое имелось. Была и трибуна для выступлений, а также фойе, два кабинета и неплохая библиотека, которой заведовала Р.М. Абрамова. Фойе использовалось для отдыха, проведения шахматно-шашечных турниров. Заметим, кстати, что мы могли использовать возможности завода при изготовлении необходимых деталей оформления и реквизита. При заводе постоянно работал художник, и мы пользовались его услугами при оформлении творческих работ. Так что наша постановочная «бедность» вовсе не ограничивала художественную фантазию.

Всей работой клуба руководило выборное правление. Председателем правления в нашем клубе был Илья Самуилович Гофман. С первых дней он был нашим лучшим другом и советчиком. Правление клуба должно было утверждать наш репертуар и проводить предварительный просмотр программ. Но правление доверяло нам и не вмешивалось в нашу работу.

В клубе уже работал вокальный ансамбль под руководством баяниста А.Н. Татаринцева. В ансамбле пели, в основном, рабочие завода среднего поколения. Александр Николаевич преподавал в Гатчинской музыкальной школе и по совместительству работал в клубе. Мы тогда еще не знали, какое значение для наших постановок будет иметь замечательное звучание его баяна.

Таково было окружение, в которое должен был «вписаться» воссоздаваемый в клубе театральный коллектив.

В.Г. ВЕЛЕДИНСКИЙ

Продолжение следует

Гатчинская правда, № 90 (20534) от 14 августа

 
По теме
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина
Весна. Новинки прилетели - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина По традиции в рамках Недели детской и юношеской книги библиотеки представляют читателям выставки новых книг.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина