Неувядаемый цвет церковной росписи

Ярким культурным событием этого года можно назвать завершение росписи храма Святой Троицы в селе Гостилицы гатчинским художником Вадимом Георгиевичем Киновичем.

Эту трудоемкую творческую работу преподаватель детской художественной школы Гатчины Вадим Кинович начал 12 лет назад, и вот она подошла к своему завершению.

Почему мы называем ее большим культурным событием? Вопервых, потому что наш земляк успешно завершил работу в сложном и высоком жанре монументальной живописи, который требует редкого дара и глубоких профессиональных навыков. В наше время иметь в храме авторские росписи – «большая роскошь», так как на это требуется мастер, много времени и средств. Во-вторых, благодаря восстановлению разрушенных храмов, у нас вновь открылась возможность знакомиться с церковной живописью, в основе которой лежит великое христианское «слово», а в росписях представлены главные события и лица Священного Писания. Чтобы приблизить к ним нашего современника, художник должен воплотить «слово» как можно яснее и понятнее, что Вадим Кинович реально осуществил. В-третьих, в русской традиции церковная живопись раскрывает не только духовные истины, но всегда открывает людям невиданную и неповторимую красоту, по которой мы давно соскучились.

Троицкая церковь в Гостилицах была построена в 1764 году неизвестным архитектором на средства гетмана Украины К.Г. Разумовского. Это был домовый храм владельцев гостилицкой усадьбы, где, кроме Разумовских, мы встречаем имена А.М. Потемкина и Ф.Е. Врангеля. После революции церковь была закрыта и превращена в склад. Ее начали восстанавливать лишь в 1991 году, когда настоятелем был назначен о. Викторин Кадников. Замысел расписать возрожденный храм удалось осуществить, благодаря пожертвованиям прихожан и помощи потомков владельцев гостилицкой усадьбы из семейства фон Сименс. Средства на иконостас поступили также от потомков, проживающих в Швейцарии и Германии.

- Отец Викторин, – рассказал Вадим Кинович, – хотел, чтобы роспись была сделана по старинным канонам в византийско-русском стиле. В многочисленных живописных сюжетах росписей везде присутствует тема Св. Троицы. На горнем месте в нише алтаря написан большой одноименный запрестольный образ. Передо мной стояла задача, чтобы живопись помогала молитвенному настрою прихожан, отсюда ее легкие и светлые тона.

Для росписей иконописец использовал достаточно сложный состав: смешивал природные пигменты с известково-яичномолочной эмульсией. Все цвета, использованные в росписях храма, имеют, по словам художника, свою символику. Небесный голубой цвет создает нужный фон, потому что храм является образом мира и Царства небесного. Желтый или золотой – символы небесного царственного сияния. Зеленый – райский цвет вечной жизни.

Для прихожан церкви во имя Св. Троицы в Гостилицах Вадим Кинович создал цельный живой художественный мир. Его живопись «говорит» с человеком и о событиях Священного Писания, и, прежде всего, об их смысле. В линиях и красках росписей мы видим красоту смысловую. Ее доносит до нас стройная ясность композиций и виртуозная точность рисунка. В них иконописец достиг желанного единства смысла и красоты, и поэтому так легко и празднично чувствуешь себя в храме.

В куполе храма изображена Божественная литургия Ангелов. Иисус Христос предстает в росписи в образе Великого архиерея, сидящего в священной одежде перед Престолом, на котором лежит Священное Писание. Выбран момент Херувимской песни, когда Святые Дары переносят с Жертвенника на Престол. Одни Ангелы несут плащаницу с Телом Христовым, другие – Чашу и Дискос.

На сводах храма – фрески с основными событиями из жизни Иисуса Христа, начиная с Рождества и заканчивая Воскресением. На так называемых «парусах» изображены четыре евангелиста с традиционными символами: Матфей с ангелом, Марк со львом, Лука с тельцом, Иоанн с орлом.

Вход в храм расписан по традиционному канону Сотворения мира. Изображены семь дней Творения, введение и изгнание Адама и Евы из Рая. На западной стене церкви, где находится выход из храма, представлен Страшный суд, символизирующий начало и конец Спасения человека.

Непростым делом для художника было найти решение, чтобы понятно людям изобразить в разных событиях присутствие Св. Троицы. В празднике Крещения и Богоявления передать это было просто, об этом свидетельствовали символ Святого Духа – голубь и благословляющая рука Отца. Во время Преображения Христа на горе Фавор, где также произошло явление Св. Троицы, был голос Отца и Божественный Свет.

- Даже в рамках канона, – делится Вадим Георгиевич, – простор для творчества большой.

В многофигурных композициях росписей представлены не только библейские и евангельские сюжеты, но и ветхозаветные пророки и праведники, святители древних веков, апостолы, преподобные, святые мученики, вплоть до наших дней, вошедшие в жизнь православной церкви. Это насельники Небесной церкви, которые неразрывно связаны с церковью земной и поэтому хорошо известны и дороги сердцу верующего человека. Ведь к ним он постоянно обращается с молитвой. Такие росписи не просто украшают храм, а составляют с ним строгое богословское и художественное единство.

Небольшой, изящной работы храмовый иконостас притягивает к себе сияющей красками живописью. На алтарной преграде, отделяющей собой алтарь, с правой стороны от Царских врат находится икона Св. Троицы, с левой – иконы св. великомученицы Варвары, преподобных Сергия Радонежского и Александра Свирского. Над Царскими вратами изображена Евхаристия, где Спаситель причащает своих учеников в напоминание нам о том, что в алтаре совершается таинство – превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Деисусный чин написан по традиции: в центре – образ Спасителя, перед которым молятся Богородица и Иоанн Предтеча. Икона «читается» как образ моления церкви, воссоединяющей людей с Иисусом Христом. В центре верхнего пророческого ряда помещена икона «Богоматерь Знамение» с прославляющими ее пророками. Венчает иконостас простое, но очень красивое распятие.

Удачно найденный живописный фон на образах иконостаса как будто собирает цветовую палитру всех росписей храма воедино. Царственное сияние иконостаса становится главной частью грандиозной картины человеческого спасения, которая нам открывается в этом храме. Того большого пути к воссоединению с Богом, в котором видят смысл жизни люди христианской веры.

Зинаида СКОРНЯКОВА

Гатчинская правда, № 113 (20557) от 7 октября

 
По теме
Подготовка к проведению епархиального Пасхального фестиваля хорового пения и чтецов - Выборгская Епархия 27 марта заместитель председателя Миссионерского отдела Выборгской епархии и помощник благочинного Всеволожского округа по миссионерскому служению иерей Олег Патрикеев провёл совещание с начальником Отдела Культуры Дарье
Выборгская Епархия
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина
Со 100-летием Вас, Марк Евгеньевич! - Гатчинская правда Сегодня – 28 марта исполняется 100 лет Марку Евгеньевичу Эпштейну, который 30 января 1944 года в составе 123-й дивизии участвовал в освобождении от фашистских захватчиков поселка Сиверский.
Гатчинская правда