«Ночь света» в гатчинском парке. Версия 2.0

В ночь со 2 на 3 августа на гатчинский парк во второй раз опустилась «Ночь света». Удалось ли организаторам провести работу над ошибками?

 

23:00

В небольшом коридорчике Александровской приёмной толпятся журналисты. Кто-то быстро допивает кофе, кто-то уже раскладывает штатив. Пару секунд назад был дан старт тому грандиозному шоу, которое уже через несколько минут поглотит всех нас и тысячи приезжих гостей с головой. «Ночь света» в гатчинском парке началась. Но пока есть возможность пообщаться с директором музея-заповедника «Гатчина» Еленой Гладковой.

Первое, что бросается в глаза, – это то, как она нервничает. Оно и понятно. Сколько жалоб ровно год назад было направлено в адрес гатчинского дворца! А сколько недовольных комментариев в электронных изданиях и социальных сетях!

 

- Мы просто хотим повторить то, что у нас было, конечно, дополнив всё это чем-то новым, так как прошлая «Ночь света» была, если можно так сказать, репетицией, - признаётся Елена. - Мы учли все ошибки прошлого года и теперь посмотрим как у нас всё будет происходить в эту ночь. Дай Бог, чтобы всё было хорошо.

 

МВД пришло на помощь гатчинскому дворцу. Имея большой опыт поддержания порядка на масштабных мероприятиях, оно передало свою рекомендацию – не более 15-ти тысяч человек. Лучше меньше. В прошлом году, по неофициальным данным, парк вместил в себя 30 тысяч. По неофициальным потому что через кассы было продано 20 тысяч билетов, ну а количество «альпинистов» с Красноармейского и 25-го Октября оценили ровно в половину.

 

Уменьшить количество посетителей решили путём увеличения стоимости входного билета. 600 рублей против прошлогодних 100. Хотели ещё поднять выше, но вовремя остановились. В планах 12 тысяч гостей. МВД, кстати, помимо рекомендаций, помогло и дополнительными сотрудниками.

 

23:30

Быстрым шагом спускаемся с горки у дворца, двигаясь в сторону каменного моста. Кстати, для тех, кто заходил со стороны Балтийского вокзала, этот мост стал предвестником всего шоу, так как был первым инсталляционным объектом, встречаемым на пути.

Непроизвольно перед глазами возникла картинка прошлогоднего прохода через зону билетного контроля, расположенную тогда у входа на один из так называемых понтонных мостов (деревянный мост). Честно говоря, меня тогда чуть не скинули в воду, а позже хорошенько придавили о перила. В этом году всё было по-другому. Контроль находился там же, где и на «Ночь музыки» - в нескольких метрах от пересечения дорожек, огибающих дворец. Да и большой неуправляемой толпы уже не было.

Первая наша остановка – Иорданский колодец, где на сцене, нависшей над водой, танцевали, купаясь в вишнёво-розовых лучах прожектора, дамы в классических платьях. Народа много. С мечтой о первом ряде приходится распрощаться. Но одно из достоинств этой площадки заключается в том, что видна она издалека.

 

23:55

Внезапно каменные колонны Адмиралтейства загорелись красным цветом. Большой экран посередине. Над ним – сцена. На сцене – огненный театр «Прана». Чуть позже Вячеслав Трапенюк – генеральный директор компании-организатора «Ночи света» признается, что в процессе подготовки шоу они старались приглашать только самые лучшие театральные коллективы. «Прана» попал в их число.

Языки пламени, разноцветный свет прожекторов, лазерные лучи и вспышки фейерверков – всё это должно было напомнить зрителям о том, что Гатчина имеет прямое отношение к флоту. Взять хотя бы 24 судна Гатчинской флотилии во времена Павла I, или испытания первой в России подводной лодки.

 

00:15

Из сумрака ночного парка внезапно попадаю в сказочную страну с разноцветными деревьями и дорожками, освещёнными свечами. Всё вокруг становится каким-то нереальным. Это водный лабиринт. Вдалеке, на одном из островов, прыгают люди в белых нарядах. Такое ощущение, что ты потерялся во времени и внезапно очнулся в древней Руси, стоишь и наблюдаешь за играми и танцами наших предков.

Не отводя взгляд от шоу, медленно двигаюсь дальше. Теперь моя основная цель – павильон Венеры. Точнее, остров Любви, на котором он стоит. В прошлом году это была единственная площадка, которую я не смог увидеть. Весь возможный обзор тогда закрывали люди. 10 минут моей беготни с одной стороны на другую и обратно не дали результатов. Места, с которого можно было бы увидеть хотя бы что-то просто не существовало. Удастся ли в этом году? Скоро узнаем.

 

Идя вдоль берега, бросаю взор на пристань, расположенную на противоположенном берегу. А вот и гатчинская флотилия. Небольшие белые паруса как будто летают по воздуху, то причаливая к огненно-красной пристани, то отправляясь в плавание по водной глади Белого озера под волшебные звуки классической музыки.

Прогулка вдоль берега приводит меня к палатке с несколькими ребятами из технической службы. Микшерные пульты, компьютеры – всё, как и на «Ночи музыки».

- В наше время всё управляется через компьютеры – и музыка, и лазерные лучи, и фейерверки, - сказал один из техников и с серьёзным видом принялся менять настройки на одном из пультов.

 

00:55

Подхожу к павильону Венеры. До начала представления ещё 5 минут, но прошлогодняя ситуация повторяется. Мощный забор из человеческих спин полностью заслоняет вид на площадку. Людей, действительно, меньше в этом году, но возможность обзора некоторых площадок по-прежнему оставляет желать лучшего.

Немного расстроившись, разворачиваюсь и иду в тёмную сторону парка. Оставляя Берёзовый домик справа, выхожу на большую поляну и вижу пять огромных панно, на которые проецируются картины. Это и есть инсталляция под названием «Картинная галерея». Её основная задача – познакомить посетителей «Ночи света» с коллекцией живописи из фондов гатчинского дворца-музея. Портреты царствующих особ, шикарных дам и кавалеров периодически сменяют друг друга.

 

01:30

Единственное неприятное ощущение, с которым сталкиваешься на гатчинском световом шоу, это осознание того, что время летит очень быстро. Вроде только пришёл, вроде ещё только чуть больше половины посмотрел, а уже прошло 2 с половиной часа, и «Ночь света» плавно движется к завершению.

 

Оставив вторую попытку пробраться к павильону Венеры напоследок, занимаю место в уголке у ограждения Берёзового домика. Буквально пара минут, и толпы зрителей уже стоят в несколько рядов, ожидая начала очередного светопредставления.

В прошлом году Берёзовый домик, на одну из стен которого проецировалось изображение, отдали Шекспиру. «Сон в летнюю ночь» немного выбивался из общей палитры площадок. В этом году проекция была посвящена истории строительства гатчинского дворца и истории изменения его образа.

Вообще, честно говоря, немного непривычно было осознавать, что экран, на который ты сейчас смотришь, является стеной постройки, известной тебе с детства. Но в этом, от части, и заключается необычность «Ночи света», где разнообразные картинки проецируются не на специально установленные экраны, а на фасады дворцово-парковых построек.

 

01:50

Обступившие весь берег канала люди замерли в ожидании представления. С мостика, куда мне всё-таки удалось попасть, открывается необычайно красивый вид. И не только на сцену, про неё можно забыть на время, пока не начнётся представление. Канал в эту ночь превратился в некое подобие дороги в сказку. Деревья, расположенные вдалеке, подсвечены разными цветами. Такое ощущение, что вот оно - сказочное королевство. Всего лишь пара десятков метров, и ты уже там, в стране, где свет и форма правят всем.

Где ещё, как не здесь, на сцене, расположенной на берегу канала, ведущего в сказочный мир, можно рассказать одну из сказок Шахерезады? Свет и мрак, огонь и водная гладь, фейерверки и театральная группа «Vasana», искусно жонглирующая огненными факелами - всё это и есть инсталляция у павильона Венеры.

Мне, как человеку, привыкшему к классическим театральным постановкам, очень интересно было наблюдать в эту ночь за тем, как постоянно смешивался коктейль из танцев, лазерных лучей, разноцветного света и фейерверков. Вещи, полноценно существующие в обычной жизни по отдельности, нашли в эту ночь возможность подружиться и бок о бок, дополняя друг друга, рассказывать истории старого парка и дворца, а местами - просто показывать сказки.

 

02:30

Все площадки угасли, как бы давая в финале «Ночи музыки» возможность рассказать свою историю или сказку главному персонажу, на протяжении всего времени молчаливо наблюдавшему за нами – Гатчинскому дворцу. Большой фонтан, напоминающий дерево, раскинувшее свои ветви в обе стороны, послужил экраном, на котором луч света стал рисовать картинки. Мощные лазерные лучи, как будто огромные волны, сверху накрыли зрителей. А ещё музыка, ещё киловатты света. Гала-шоу по истине было незабываемым. Как всегда, его венцом стал мощный салют, окрасивший небо во всевозможные цвета.

«Ночь света» закончилась, и зрители двинулись в сторону выходов из парка. В толпе замечаю Вячеслава Трапенка – директора организации-подрядчика «Ночи света». Вячеслав рассказал, что в этом году они старались особо не шуметь, и город вряд ли слышал что-то, кроме финального фейерверка. Оказалось, что в подготовке «Ночи света» участвовали порядка 85 актёров и 120 рабочих.

В перспективе «Ночь света» должна действительно стать праздником света, где все деревья будут подсвечены разными цветами, как на «Водном лабиринте», где отдыхающие парочки будут чинно прогуливаться по аллеям, уставленным свечами, а в некоторых местах можно будет просто послушать пение птиц или кваканье лягушек.

Организаторы мероприятия уверяют, что это не коммерческий проект, они не собираются зарабатывать на нём деньги. Это скорее PR-акция нашего музея, нацеленная на то, чтобы как можно больше людей узнали о нём, приехали в Гатчину и полюбили наш город, дворец и парк.

 

Андрей БАГМЕТ, Фото: Андрей БАГМЕТ, Елена МЫЛЬНИКОВА, Григорий КОТОВ

Видео: Илья РЫБАКОВ

 
По теме
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
«Гатчинские ассамблеи - 2024» приглашают! - Гатчинская правда 6-7 апреля Международный фестиваль-конкурс танцевального творчества «Гатчинские ассамблеи-2024» в десятый раз соберет в столице Ленинградской области поклонников танцевального искусства.
Гатчинская правда