Профессия - актёр

Наверное, в каждом городе есть люди, с которыми, когда они идут по улице, через каждые несколько метров кто-то здоровается: словами, улыбкой или простым кивком головы. Для Гатчины один из таких людей – Борис Николаевич Соколов, актёр муниципального детско-юношеского театра «Встречи», а также руководитель детской театральной студии при «Встречах» и студии боевых сценических искусств. На счету Бориса Соколова десятки ролей, а через его студии прошла не одна сотня ребят. Год от года на занятия приходят всё новые дети. Некоторые из них не задерживаются в коллективах, ведомых Борисом Николаевичем, а для кого-то студии становятся вторым домом, где они, репетируя, общаясь с друзьями, развиваясь творчески, готовы дневать и ночевать. 31 августа Борису Соколову исполняется 55 лет. О том, как он пришёл в театр, а также о многом другом рассказывает сам актёр.

- Борис Николаевич, какие жизненные нити привели Вас в театр «Встречи»?

- Однажды я увидел набор в Народный театр города Гатчины, который базировался тогда в Доме культуры. Главным режиссёром театра на тот момент был Сергей Алексеевич Рытов, великий мастер и режиссёр (он стал впоследствии художественным руководителем театра «Встречи», сейчас руководит театром «Рассказы о Санкт-Петербурге»). Я пришёл в Народный театр, показал отрывок из Зощенко. С той самой поры и связал свою жизнь с актёрским искусством. Тогда у меня ещё была другая работа, но около 25 лет назад я окончательно оставил всё ради театра и стал профессиональным актёром. Сначала Народный театр, затем Ленинградский областной Драматический театр, который базировался в Санкт-Петербурге в учебном театре на Моховой и, наконец, «Встречи». Я актёр по жизни. Ещё когда учился в 5-й школе, ставил там спектакль, писал сценарии для КВН. Потом в тогдашнем Ленинградском электро-машиностроительном институте на базе научно-производственного объединения «Электросила» был участником студенческого театра. Ездил в составе стройотрядов в Астрахань, что было связано с колоссальным общением, агитбригадами, творческим самовыражением. Всё это привело к тому, что я оказался в профессиональном театре. И надо отметить, что кроме уже упомянутого Сергея Алексеевича Рытова мне повезло встретить много хороших людей. Наверное, это какая-то стезя, либо что-то сверху благоволит. Я общался с прекрасными режиссёрами, мастерами. В театральную студию постоянно приходят уникальные дети.

- Как зародилась детская театральная студия?

- Около 20 лет назад было собрание в театре, и я предложил организовать при нём студию - чтобы ребята занимались актёрским мастерством. Все это восприняли по-разному, но Сергей Алексеевич благоволил. И мы создали студию, где за весь период времени, наверное, около трех тысяч человек успели позаниматься. Сейчас я встречаю их. Они не все стали актёрами. Но кто-то – да. К примеру, Наташа Сизова, девушка, которая ставила танцы к «Маленькому Принцу», сейчас актриса «Большого Театра Кукол» в Санкт-Петербурге. Юра Музыченко играет в «Лицедеях». Но есть и другие выпускники студии. Те, кто посвятил себя любимым, не связанным с актёрским искусством профессиям. Кто- то уже руководит своей фирмой. Кто-то стал замечательной мамой. Ведь задача нашей студии - не сделать из ребят актёров, а даровать им творческое начало, какую бы профессию они в дальнейшем ни выбрали. Я иду по Соборной, и через каждые 15-20 метров мне говорят: «Здравствуйте, Борис Николаевич, здравствуйте». В этом, наверное, и есть смысл жизни человека.

- Вашей в том числе?

- Безусловно. Вы знаете, я сказал когда-то, что мне не страшно умереть. Почему? Я «Маленького Принца» поставил.

- И это было предназначением?

- Я не знаю. Могу только точно сказать, что это было оттуда, сверху. Никола Тесла говорил, что существует энергия информационного поля над Землёй. Если кто-то сможет подключиться к нему, он будет черпать информацию из него. Так и со мной случилось. В какой-то момент что-то подсказало мне, «Маленький Принц» - это наше. Ведь мы с детской студией несколько лет пытались поставить его. Сейчас я очень хотел бы вернуть её старый состав, чтобы он сыграл «Маленького Принца» и показал молодому поколению театралов именно этот спектакль. Даже не на сцене ЦТЮ, а просто в 23 кабинете, где у нас обычно проходят занятия. Это моя мечта.

- У Вас есть ещё одна студия – сценического боевого искусства. Как появилась идея о её создании?

- Дело в том, что я занимался и продолжаю заниматься спортом, так как считаю, что нужно двигаться постоянно. Движение – это жизнь. Я изучал айкидо в Санкт- Петербурге; потом - ушу у очень интересного мастера. Начинал с карате в Гатчине. Кроме того, я занимался на кафедре бокса в Лесгафта. Однажды меня попросил друг, чтобы я поработал с ним. И так от одного человека к другому по цепочке информация разнеслась… Сейчас у нас на студии серьёзно занимаются фехтованием. В том числе, и девочки. При этом вы не увидите в городе Гатчина объявление о наборе в студию боевых искусств. Один из людей сказал мне: «У Вас элитарная студия». Значит, что-то получается.

- Кроме того, что Вы профессионально занимаетесь актёрским мастерством и руководите двумя детскими студиями, знаю, что Вы пишете стихи. Давно ли у Вас открылась поэтическая творческая стезя?

- С раннего детства. Где-то в 4 или 5 лет я сел на крыльце дома и подумал: «Так, надо начать писать». Набросал заглавие: «Спартак». И вдруг вспомнил, что его уже кто-то написал. А своё первое стихотворение я создал от силы лет в 7-8. Пишу и сейчас. У меня более тысячи стихов. Я не знаю, откуда это всё приходит. Но при этом я не умею читать свои стихи по заказу. Вот на праздновании 55 лет, если Господь благоволит, я прочитаю. Соберусь и прочитаю. В прошлом году мой знакомый, который услышал стихи, попросил продиктовать ему их. После этого в редакции «Гатчинской правды» вышла статья с несколькими стихотворениями.

- Есть ли у Вас какие-нибудь ещё увлечения?

-Да, конечно. Книги. Сейчас меня тревожит то, что дети слишком зависимы от Интернета. Я за то, чтобы они больше читали. У меня много любимых авторов. Я с удовольствием перечитываю Валентина Пикуля. У него хороший слог, который мне нравится. Автор всегда точно подмечает смысл. Я уважаю Дюма, но считаю, что Валентин Пикуль – выше, так как Дюма затрагивает лишь одну эпоху, а Пикуль, на удивление, прошёл через все временные границы. Мой любимый жанр – фантастика. Хорошая фантастика, не Дарья Донцова. У меня дома большая библиотека, и свои книги я раздаю. Лишь бы читали!

- За свою жизнь Вы сыграли десятки и даже сотни ролей. Может быть, какие-то роли дались Вам легче, какие-то сложнее? Какие-то являются самыми любимыми?

-Ой, ну тут у меня как у ребёнка. Все роли любимые. Нелюбимых нет. Вы знаете, я всегда верю режиссёрам. Лишь один раз в жизни я пошёл против воли режиссёра – когда художественный руководитель «Театра за углом» Юрий Калугин ставил «Дерево превращений» (сказка Николая Гумилёва). В этом спектакле есть роли, которые я не могу играть. Те, что связаны с дьяволом и прочей нечистью. Тогда я сказал: «Юра, я никого не буду играть в этом спектакле кроме монаха, который молится». И надо отдать ему должное и низкий поклон, он даровал мне эту роль. Были, конечно, сложные роли. К примеру, в Хармсе. Юрий Васильевич Муравьёв, режиссёр, около полугода подготавливал нас к этому спектаклю. Во время репетиций пота сошло очень много. А потом, после долгих репетиций, когда вроде бы ничего не получалось, верный путь оказался найден. Первый раз спектакль мы играли два с небольшим часа. Представьте себе: бешеный темпоритм, движения, музыка. После представления ко мне подошли родственники и сказали: «Ребята, вас надолго не хватит, вы что? Так двигаться на сцене?» Но это школа! Это школа дала возможность и на студии вытаскивать ребят. Один из последних спектаклей Людмилы Михайловны Героевой я поставил по своему сценарию, со своими стихами. Он называется «Я тебя люблю». Антоша Ванюков получил на фестивале диплом за лучшую мужскую роль в этом спектакле. И мне очень понравилось, как сказала одна актриса: «Знаете, очень хорошо, что Вы прикоснулись к этой тематике». Сейчас это необходимо – внести в души людей именно любовь. Особенно детские, которые живут в Интернете.

- Несмотря на то, что актёрская профессия- это Ваше призвание, у Вас никогда не было мыслей о том, что нужно покинуть театр?

- Вы знаете, я мог бы уйти из театра, если бы там не было студии детей. Пока есть студия и мне дарована возможность работать с ребятами – я никуда не уйду.

- Что Вы считаете главным достижением за всю Вашу жизнь?

- Сына и дочь.

- Они не пошли по Вашим стопам?

- К счастью, нет. Алёна играла во «Вредных советах», «Маленьком Принце», других постановках. Женька во «Вредных советах». Оба прошли через театр и довольно неплохо играли в спектаклях. Наверное, им это что- то дало. А то, что они не выбрали актёрское мастерство – ну что ж…. Алёна окончила Университет сервиса, экономики и туризма. Она самостоятельный человек. Она очень серьёзно увлекается туризмом. Женька выпустился из Военно-транспортного университета, послужил. Сейчас его работа связана с железной дорогой здесь, в Гатчине. Это и есть моё счастье. Ну и студия, конечно.

- Большое Вам спасибо за беседу!

Светлана АБРОСИМОВА

Гатчинская правда, № 97 (20241) от 30 августа

 
По теме
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
«Гатчинские ассамблеи - 2024» приглашают! - Гатчинская правда 6-7 апреля Международный фестиваль-конкурс танцевального творчества «Гатчинские ассамблеи-2024» в десятый раз соберет в столице Ленинградской области поклонников танцевального искусства.
Гатчинская правда