Перед началом спектакля главный режиссёр театра Юрий Алексеевич Калугин рассказал о знаменитом драматурге и сформулировал идею театра как некоего театрального клуба, в котором будут показывать небольшие постановки. В них, через частную житейскую историю, зритель, как в зеркале, увидит сегодняшнее время.
Чтобы знать, какая драматургия предлагается в этом театре, скажем несколько слов об авторе пьесы. Николай Коляда — актёр, режиссёр, драматург, и не побоимся сказать, выдающийся современный театральный деятель. Автор 93 пьес, многие из которых переведены почти на все европейские языки и во множестве поставлены на сценах ближнего и дальнего зарубежья. Он является также создателем нашумевшего «Коляда-Театра». Живёт и работает в Екатеринбурге.
Пьеса «Старая зайчиха» написана им в 2006 году, а её первая постановка была осуществлена в 2007 году в Московском театре «Современник» режиссёром Галиной Волчек. В ней всего два действующих лица, и показана типичная история из актёрской жизни: герои получили театральное образование, вместе работали в провинциальных театрах. Речь персонажей насыщена сленгом актёрской среды, её остроумием и неожиданными поворотами. Такой сложный драматургический материал мог оформить в пьесу только человек из сугубо театральной среды. А автор пьесы сам прошёл все ступеньки профессионального роста в этой среде, начиная с профессии актёра и дойдя до профессии драматурга. Секрет пьесы в том, что сыграть её с тем изяществом, которое требуется для истории из жизни артистов, могут только профессионалы.
В театре-студии «За углом» роли исполняют петербургские актёры Лариса Ковель и Сергей Харитонов, уже знакомые гатчинским зрителям по предыдущим постановкам театра.
И так, в гостиничном номере городка на Крайнем Севере с помощью многоходовой комбинации, предпринятой мужем, через 20 лет встретилась бывшая актёрская супружеская пара. Когда-то они работали в одном театре, вместе играли в дорогом для них спектакле. Он - роль Зайки-зазнайки, она — Старой зайчихи. Теперь актриса живёт в Москве, а актёр в городке, куда он её хитроумным образом пригласил. Ничего не подозревающая московская артистка приехала сюда на заработки «изображать» африканскую певицу. С неподражаемым артистизмом Лариса Ковель выстраивает на сцене образ старательной, преданной своему делу профессионалки.
Её бывший муж (поиск смысла жизни Коляда поручил в пьесе именно мужчине), в отличие от бывшей супруги, успел за годы разлуки не только пройти «огни и воды», но и многое осмыслить, встав на путь духовного поиска. Он хочет исправить все ошибки жизни и строить свою семью сначала. Сергей Харитонов вполне убедительно показывает нам человека, в котором произошли глубокие внутренние перемены. Диалоги этих героев напоминают нам не только нашу обычную неподготовленность к испытаниям жизни, но и способ выхода из кризиса человеческих отношений.
В речах героев этого спектакля, как бы невзначай, в виде сравнения, упоминаются названия двух цветков - бессмертника и одуванчика. И на фоне истории их взаимоотношений эти цветы становятся символами вечной и временной жизни. Рано или поздно каждому из нас тоже придётся сделать свой выбор. Кто мы? Бессмертники или одуванчики?
Зинаида СКОРНЯКОВА
Гатчинская правда, № 107 (20251) от 22 сентября