Сергей Корчемкин мечтает о школьных учебниках, написанных в стихах

Сергей Корчемкин читает
Сергей Корчемкин смотрит на книгу
Книга Сергея корчемкина
Сергей Корчемкин
Фото: gatchinka.ru

  О чём обычно мечтают люди, когда пенсия уже не за горами?   Уехать на дачу, ходить на рыбалку, что-то мастерить или возиться с внуками. И едва ли кто-то грезит тем, чтобы потерять покой и быть снедаемым поэтической лихорадкой. Сергей Евгеньевич тоже об этом не мечтал, но его в 60 с небольшим, то, что называется, – накрыло.

Гатчинец Сергей Корчемкин инженер-экономист, окончил Ленинградский институт водного транспорта. Работал и в судостроении, и в портах. В армии служил на Курилах на Кунашире. Семья, ребёнок, работа всё как у всех. Поэзию, как все интеллигентные люди, любил, читал, но сам никогда стихов не писал. «А тут вдруг всё просияло, как будто двери открылись, и на меня хлынул яркий свет, вспоминает Сергей. И я начал говорить стихами. Они сами рифмовались. Чтобы я ни начинал рассказывать, всё поворачивалось в сторону стихов».

Как раз в это время я познакомилась с Сергеем Евгеньевичем. Он был одержим какой-то утопической идеей зарифмовать «Поединок» Куприна.

Он рассказывал об этом эмоционально, держа рукописные листы, читал какие-то отрывки, говорил о книге, которую собирается издать, когда произведение будет готово, и производил впечатление человека, который «не ведает, что творит». Это был, кажется, 20-й или 21-й год. На пару лет Сергей пропал из моего поля зрения. И вот я держу ту самую книгу, рукописные фрагменты которой видела, и о которой так пылко рассказывал автор. Сергей Евгеньевич у нас в редакции, мы говорим о сбывшейся мечте:

У Куприна такой образный язык, у него слова звенят. Когда я читаю «Поединок», сразу представляю картины.

– Вы его часто перечитываете?

Я не то, что перечитываю, я его почти наизусть выучил.

– Почему «Поединок»?

Меня зацепило очень много совпадений с моей судьбой. То, что тогда в армии происходило, и у меня было в армии. И любовь была такая же в армии, и так же меня наказали, на острова сослали, и мне там тоже досталось. Всё очень близко. И то, что было в студенческие времена. Когда Ромашову было тоскливо, он любил на вокзал приходить. И у меня было такое наваждение, я приходил на вокзал и смотрел на уезжающих, приезжающих которые буквально, как волны: туда-сюда, на вокзальную суету, на поезда; меня это завораживло. Я чувствовал героя повести, как современника, живущего со мной рядом. Я стал вчитываться, и всё больше-больше, оказалось, что я так многого не видел раньше. Меня стало распирать, я же должен об этом всем рассказать, донести до каждого особенности психологии Куприна, какие-то его писательские приёмы. Меня это всё так захватило! И я начал писать.

– Ну, хорошо, можно сказать, что Вы занялись неким литературоведческим исследованием. Но, почему в стихах?

Я не могу этого объяснить.

Ваша книга называется «Стихотворные иллюстрации повести А. И. Куприна «Поединок», но, на мой взгляд, это, скорей, поэтический пересказ повести.

Я рассказываю о «Поединке» Куприна, и представляю своё участие в поединке. То в лице главного героя, то его друга, то ещё кого-то… Вот эти роли, которые я там играл, я ярко представляю картинками. Об этом я рассказываю, как бы иллюстрируя происходящее. А рассказывать нужно так, чтобы тебя Куприн не побил, если бы это прочитал. Я руководствовался именно этим. ( Смеётся. )

Кстати, как Вы думаете, Куприн одобрил бы такое творчество? Ему не было бы обидно, что Вы стараетесь «разжевать» написанное им?

Я бы постарался до него донести. В моём окружении есть люди, которые не любят Куприна, не знают его. Когда я их пытался увлечь, просто рассказывая о произведениях, то не видел большого интереса, а когда начал читать в стихах глаза загорались, появлялся интерес, кто-то стал читать Куприна.

– С Вашей стороны это такая популяризация?

Популяризация! Несомненно. Это приложение к Куприну. Знаете, как бывает с законами. Вот такой небольшой закон, а к нему вот такенное приложение с толкованиями и подзаконными актами.

– А если человек не читал «Поединок», читая Вашу книгу он поймёт, о чём речь?

Поймёт. Я специально выстроил это календарно. У Куприна не последовательное изложение событий, а я соблюдал хронологию. Специально для этого я полез в архив, сопоставлял повесть с биографией писателя, выяснил, где это точно происходило, это теперь город Хмельницкий (во времена Куприна город носил название Проскуров. Прим. ред. ) на Южном Буге. Там есть и этот мост, на который Ромашов выходил, и эта насыпь, есть места, где цветут эти необыкновенные цветы. И ещё много-много всего…

Благодаря тому, что я выстроил всё хронологично, в моей книге есть то, чего даже нет у Куприна приезд Ромашова в часть. Я для себя календарь составлял, где он служил, где он учился, сколько дорога составляет, когда был его выпуск из училища, в каком месяце? Я понял, что он опоздал в часть немного, он должен был в сентябре раньше приехать. Но он один у мамы, он после училища задержался дома в Москве и в часть опоздал…

– А Вы не боитесь, что прочитав такоё подробное толкование «закона», читатель не захочет браться за сам «закон»? Не получится, что Вы станете не популяризатором Куприна, а его конкурентом?

Нет! Тот, кто начнёт с моих «иллюстраций», обязательно придёт к Куприну!

– А тот, кто «Поединок» читал, ему интересно будет Ваше исследование?

Конечно! Он много чего для себя откроет. У Александра Ивановича некоторые сцены всего абзац составляют, а я пытаюсь понять, почему произошло то или иное событие, что ему предшествовало, почему Ромашов себя так повёл? Я эти размышления разворачиваю и разворачиваю, беру материалы о самом писателе, о его жизни, что ему свойствено, а что нет. Ведь во многом Куприн пишет о себе.

– В таком случае, для тех, кто не читал повесть, с чего лучше начать: с Вас или с первоисточника?

Без разницы. Всё равно будете чем-то ошарашены, чем-то удивлены. И, в любом случае, захотите прочитать Куприна. Куприн великий писатель, его вполне можно поставить рядом с Толстым.

Я закончил писать, и книга уже издана, а мне не хочется расставаться с героями. У меня в мыслях продолжить, и, может быть, даже отступить от концовки Куприна и написать, что было бы, если бы Ромашов не погиб на дуэли? И хочется портрет каждого героя выписать подробно, развёрнуто: что это за человек, откуда он появился. И его судьба.

– И это всё в стихах?

В стихах! Конечно, в стихах.

– Книга, которую Вы сейчас держите, она удалась? Или сейчас, когда она издана, хочется что-то исправить?

Её нужно разделить на пять книг. Нужно сделать больше иллюстраций. Их должно быть около сотни. Но для этого нужен профессиональный художник. Эти картинки рисовал я, а прорисовывала их, доводя до ума, моя знакомая художница. Иллюстраций совсем немного, мне физически больше было не осилить. Для того, чтобы проиллюстрировать так, как я хочу, нужен профессиональный художник. Я бы и технику иллюстраций поменял: мне кажется, что здесь должны быть лёгкие, контурные изображения. Я вижу, я чувствую, как это нужно сделать.

– Вдруг на Вас снова прольётся свет, и Вы начнёте рисовать – также неожиданно, как начали писать стихи.

Это было бы прекрасно, и самый лучший выход из положения. ( Смеётся. )

– Сколько прошло времени от первой строчки до выхода книги?

Два года. Сначала я пишу от руки, потом ввожу в компьютер, потом начинаю вычитывать и править.

– Тираж книги небольшой, 100 экземпляров. Как она находит путь к читателям?

В моей ситуации правильнее сказать: к слушателям. Я стараюсь как можно больше выступать, читаю везде, куда меня приглашают. В школах, в библиотеках, бывают онлайн-чтения. Читаю фрагментарно. Воспринимают,

в основном, хорошо, потому что я делаю это эмоционально, и форма необычная. А потом обязательно говорим о Куприне, делимся впечатлениями. Дети задают много вопросов о Куприне. Мне бы хотелось, чтобы в каждой школьной библиотеке была эта книга.

Кто-нибудь, кроме Вас, прочитал книгу от начала до конца?

Однажды я прочитал её полностью своим друзьям. С небольшими перерывами эта литературная встреча длилась девять часов…

– Есть ли в планах продолжать «препорировать» поэзией прозу Куприна?

Да. Любовная лирика. Особенности купринской любовной лирики это чудо! Я хочу вплести в моё поэтическое повествование все его рассказы. Это может быть будет какая-то встреча за городом, где каждый герой будет вспоминать и рассказывать свою историю. А для детей хочу собрать в поэтическую книгу все рассказы о животных, которые написал Куприн.

Глядя на лежащую передо мной увесистую (никак не меньше полутора килограммов), журнального формата, хорошо изданную, 399-и страничную воплощённую мечту, я уверена, что и все остальные задумки Сергей Евгеньевич обязательно исполнит.

– О чём ещё мечтаете?

Представляете, как было бы здорово, если бы все школьные учебники были в стихах. Особенно, математика!

Стихотворные иллюстрации Сергея Корчемкина рассматривала Алёна РЫБАКОВА

Новости соседних регионов по теме:

В рамках областной акции «Читаем книги Альберта Лиханова» в Центральной детской библиотеке состоялось обсуждение повести «Крёсна».
09:10 08.12.2023 Центральная библиотека - Новый Оскол
 
По теме
Безопасность будет обеспечена - Газета Восточный берег В понедельник, 26 февраля, состоялось аппаратное совещание органов власти и управления МО «Кингисеппский муниципальный район»,
Газета Восточный берег
«Мои улицы в ладошках» - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Академик Д. Лихачёв писал: «Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина
Парковое агентство подводит итоги - Gatchina24.Ru Более 130 тысяч человек в 2023 году посетили объекты Паркового агентства Ленинградской области, среди которых Приоратский и Демидовский парки в Гатчинском районе, парк Александра Невского в Тосненском районе.
Gatchina24.Ru